Главная / Дети / Откуда берутся талантливые и одаренные дети

Откуда берутся талантливые и одаренные дети

талантливые и одаренные дети

Откуда берутся талантливые и одаренные дети? Все о том, как делаются вундеркинды

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка талантливым, умничкой – таким, каким бы искренне восхищались другие. А не завидовать тихой завистью тем подругам и соседям, которые водят своих деток на бальные танцы, хвастают, что Миша, Оля или Наташа опять заняла призовое место в олимпиаде, пророчат своим чадам великое будущее. Да, пожалуй, нет ничего слаще хвастовства успехами собственного ребенка: «Это я его таким вырастила!»…

Нередко также мы пытаемся вложить в наших детей собственные нереализованные мечты и надежды, видеть их невероятно успешными и добившимися того, до чего нам самим далеко: «Зачем нищету плодить? Зачем растить какого-то самого обычного ребенка?». Да и кроме того, сегодня уже никто не рожает по 24 ребенка, а потому все силы и вся любовь достается порой всего единственному крохе. И хочется его видеть каким-то особенным, лучше всех других соседских детей вместе взятых.

Как зарождаются способности и талант

Казалось бы, почему у одних и тех же родителей один ребенок со средними способностями, а второй – блещет умом и уже имеет с десяток грамот? И почему от «гениального» отца-профессора порой рождаются обычные сыновья и дочери, а у тети Маши, которая всю жизнь проработала уборщицей, и ее мужа-сварщика получились по-настоящему талантливые и одаренные дети, удивляющие всех окружающих? Все ответы здесь:

  • Потенциал развития будущего ребенка, согласно психологической науки, состоит из генетической наследственности, условий развития в обществе и личностной активности. Причем генетически наследуются не какие-то определенные способности, а структура мозга, расположенность к той или иной сфере деятельности. Это значит, что у знаменитого банкира сын не будет с рождения знать наизусть курс доллара за все года и полушутя продавать своего котенка родственникам по нескольку раз, но определенно у него будут математические способности, склонность к аналитике и предпринимательская хватка.
  • Многое решает благополучность беременности. Если будущая мамочка пишет диссертацию, а потому до третьего триместра просидела в темном, пыльном и сыром подвале научной библиотеки, то ждать гениальности от своего ребенка ей не придется – ведь развивающему мозгу не доставало кислорода, а потому такой малыш может дать стать в школе двоечником.
  • И, наконец, решающим будет воспитание. Если затюкать ребенка книгами да учебниками в то время, когда он отчаянно просится на «свободу» к друзьям во двор, он может возненавидеть любые занятия и намеренно начать учиться плохо. А упустит материал – будет отставать. И, напротив, если малышей с детства увлекают познанием чего-то нового, как это делал в свое время знаменитый педагог Сухомлинский, то такие дети ловят все на лету и становятся действительно смышлеными.

Цена гениальности: что теряют слишком умные детки

У каждого школьного психолога есть особый пунктик в его обязанностях – работа с одаренными детьми. И эта сфера его деятельности – самая непростая. Ведь именно умные, не по годам развитые детки чаще всего страдают депрессией, тревожностью, агрессией и неконтактностью. А причины этому такие:

  • Слишком высокие требования к ребенку со стороны родителей, родственников и школы. А это – постоянная тревожность, страх не оправдать надежды, и как результат, агрессия;
  • Отсутствие времени на простые детские радости – игры во дворе, ничегонеделание, просмотр любимых мультфильмов. Конечно, не всегда так, но в большинстве случае маленькие гении попросту лишены детства – учиться, учиться и еще раз учиться;
  • Развитие шизофренического криза из-за сильнейшей перезагрузки на еще нежный детский мозг;
  • Слишком активное восхищение заслугами гения, что неизменно приводит к мании величия последнего, и, благодаря чему, отсутствию нормальных контактов и отношений со сверстниками.

Вот такая цена может быть излишней «гениальности». Но это тогда, когда палка родителями перегибается, и ради будущих успехов своего чада на алтарь жертвенности приносится все. Так, одна из британских современных школьниц, Хайди Хэнкинс, имеет 159 балов по тесту IQ. И ей всего лишь 4 года. И в свои четыре года она уже читает очень серьезные книги. Феномен ли это, или заслуга родителей – трудно сказать, но праздновать победу еще пока рано – еще неизвестно, какие проблемы ожидают родителей девочки в будущем. Излишний фанатизм вреден в любом деле.

Многое ли решает раннее развитие?

Сегодня, как никогда, в моде раннее развитие детей. Уже в 2 года они считают до 100, в 3 – читают книги для семилеток, а в 4 решают такие логические задачи, которые другим не под силу. Вот только потом ни в школе, ни в ВУЗе какими-то особыми гениальными знаниями такие дети не блещут. По наблюдениям психологов, их достаточно быстро догоняют по развитию те дети, которые все годы до школы гоняли во дворе мяча, лазали по деревьям и в руки не брали даже букварь.

А все дело в том, что человеческий мозг состоит из нескольких отделов. Одна часть отвечает за память, вторая – за логику и мышление, третья – за письмо и чтение и так далее. Если начать слишком активно заниматься с малышом по части, например, арифметики, он ее будет знать досконально, да и память у него будет на высшем уровне. Но другие дети в это время, которые рисуют, много гуляют на свежем воздухе, придут в школу с более развитым пространственным мышлением, отдохнувшие, с жаждой знаний. И нельзя сказать, что их подготовка будет хуже. Скорее напротив, пока такие детки будут с удовольствием и открытым ротиком ловить новые знания, «маленькие гении» будут откровенно скучать. А позже они не только могут поравняться по своим достижениям с одноклассниками, но и, как ни странно, даже отстать. Ведь они привыкли, что лучше других, стали заноситься и попросту разленились. Конечно, есть исключения из правил, но общая тенденция такова.

А вот то раннее развитие, которое действительно играет огромную роль, и благодаря которому и появляются талантливые и одаренные дети, это стремление их родителей:

  • Буквально с рождения возить малыша не в коляске, а носить на руках, в слинге и показывать ему окружающий мир;
  • Постоянно разговаривать с крохой, проявлять эмоции, играть и читать потешки;
  • Все делать с ним, а не вешать один мобайл перед его носом;
  • Активно развивать познавательный интерес и желание что-то изучить.

Так, например, во многих народах Африки ребенка до сих пор с рождения носят за спиной, и он внимательно наблюдает за окружающим миром и жизнью его семьи, а не лежит меланхолично в закрытой коляске с соской в зубах. И дети в таких племенах, по исследованию психологов, куда более развиты до 3-х лет, чем европейские младенцы. И это только потом сказывается культурный уровень, зато старт действительно успешен.

Конечно, если малыш не будет противиться, развивающие школы и кружки будут ему только в пользу. И, если чем-то постоянно и серьезно заниматься долгое время, то все получится – так однажды сказала знаменитая поп-дива Мадонна. А уже ей в таланте не занимать.

Психолог Анна Вадимова для сайта «f-Journal.Ru»

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции!

Похожие публикации