Главная / Дети / Развитие ребенка: пятый месяц жизни

Развитие ребенка: пятый месяц жизни

ребенок 5 месяцев

Ребенку 5 месяцев: какие изменения ждут малыша к пяти месяцам жизни?

Вашему малышу пошел пятый месяц. Теперь его уже не застанешь просто неподвижно лежащим и смотрящим в потолок отрешенным взглядом – нет, кроха интенсивно продолжает изучать себя и весь мир вокруг. Он активно двигается, тянет ручки к родителям, игрушкам, интересным ему предметам. Все вокруг проходит «проверку» через ротик малыша – и его собственные ручки, и погремушки, пеленки, игрушки.

Внешность крохи становится все более гармоничной. Параллельно этому, происходит стремительное психологическое развитие малыша, быстро растет количество навыков, которые он приобретает. Разве такие серьезные достижения – не повод для радости мамы и папы?

По-прежнему главным для крохи остается любовь и поддержка родителей. Но с каждым днем вы с удивлением отмечаете, как он становится все более и более самостоятельным и умелым. Конечно, о «Я сам!» речь пока не идет, но все же эти ежедневные успехи очень вдохновляют близких, и вселяют веру, что они все делают правильно.

Какие же изменения ждут кроху на пятом месяце жизни?

Физическое развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

К концу пятого месяца жизни малыш может удвоить свой «новорожденный» вес – то есть его вес приблизится к 6800-7200 граммов. За месяц кроха наберет около 600-700 граммов, и вырастет где-то на 2-3 сантиметра. Всего с рождения к пятому месяцу дети подрастают в среднем на 14 сантиметров, и теперь их рост колеблется в пределах 64-68 сантиметров.

Конечно, не стоит переживать, если ваш малыш вообще не вырос за месяц, или за неделю «прибавил» 1-2 сантиметра. Детским специалистам хорошо известно, что рост детей происходит скачкообразно, и это вполне нормально. Если же ваша душа неспокойна, посоветуйтесь с педиатром, который с помощью специальных подробных таблиц сверит «правильность» роста и веса вашего крохи. И не забывайте, что все эти средние показатели весьма условны, а ваш малыш имеет полное право на свой индивидуальный график роста.

Самый важный акцент в развитии крохи на пятом месяце жизни – формирование двигательной активности. К концу этого месяца малыш научится изменять положение тела в пространстве, без посторонней помощи переворачиваться с животика на бочок, и потом на животик. Но все эти важные приобретения появятся не моментально. В начале месяца кроха, скорее всего, лишь будет делать попытки к поворотам. С первого раза у него ничего не будет получаться. Но постепенно мама может заметить, как ее карапуз поднимает себя высоко на предплечья, «укладывает» свое тело для первого самостоятельного поворота.

К пяти месяцам жизни почти все малыши уже умеют переворачиваться на животик. А вот обратный поворот – с животика на спинку – кроха освоит немного позже, скорее всего, месяцам к шести. Что интересно: вначале карапуз переворачивается быстрым и резким движениям, а уже вскорости учится делать это движение свободно, чтобы проследить глазами за мамой, достать интересующий его предмет. Такие навыки чрезвычайно важны как для физического, так и для психического развития ребенка. Кроме того, они поддерживают радостное настроение крохи, готовят его к ползанию.

Очень важно помнить, что кроха на пятом месяце жизни не должен никогда оставаться на высоте в пространстве, не ограниченном бортиками (на столе, диване) без подстраховки мамы или папы. Даже если вы уверены, что ваш малыш еще не умеет переворачиваться. Вполне может быть, что он может неожиданно для вас повернуться, когда вы на секунду отлучитесь. Поэтому на пятом месяце жизни крохи родители должны быть очень собранными и осознавать свои действия. Если вам надо оставить карапуза на несколько минут, лучше посадите его в манеж – во-первых, пространство огорожено со всех сторон, во-вторых, достаточно места для таких необходимых для малыша движений.

Все больше времени бодрствования кроха проводит лежа на животе. В этой позиции он сначала опирается на локотки, а потом и на ладошки, поднимая корпус. Таким образом, малышу намного проще наблюдать за всем происходящим вокруг него, и, кроме того, он приобретает первые навыки, подготавливающие к ползанию. Еще совсем немножко – и ребенок поймет, как замечательно можно переставлять ручки, и так крутиться на месте или передвигаться вперед и назад.

Также вы можете заметить, как иногда кроха, опираясь ступнями и головкой о кроватку, вытягивает позвоночник, поднимая ягодицы, пробуя делать «мостик». Также малыш может, подняв голову, вытягивать туловище. Что же, такими способами кроха испытывает возможности своего тела.

Также специалисты выделяют так называемую реакцию Ландау — когда головка малыша устанавливается правильно в любом положении. Но, если вы не заметили подобной реакции у своего крохи в пять месяцев, не стоит волноваться, она непременно появится к шестому месяцу. Так что пока еще «бить в колокола» рано.

По-прежнему, кроха еще не умеет садиться самостоятельно. Но он начинает этому учиться. Так, если его из позиции лежа на спинке потянуть за ручки и попробовать присадить, он поднимет головку и будет ее удерживать. Пока еще не рекомендуется сажать малыша, не поддерживая за ручки. Не торопитесь – всему свое время.

Мышцы спины малыша уже настолько развиты, что он уже может делать «самолетик» — лежа на животике, поднимать головку, ручки и ножки, и махать ими.

Где-то в пятимесячном возрасте полностью уходит гипертонус мышц крохи. Приобретают развитие согласованные мышечные движения, подчиненные конкретной цели. Такие движения увеличивают самостоятельность малыша, предоставляя ему возможность в результате свободно перемещаться в пространстве.

Когда кроха уже научится немножко перемещаться, пятясь ручками и извиваясь, или еще каким-либо способом, попробуйте стимулировать его к ползанию. Для этого недалеко от ребенка положите интересную игрушку, так, чтобы до нее можно было доползти. Но, даже если пока ему не удастся достать желаемое, не забудьте похвалить карапуза за старания и в виде вознаграждения положите игрушку рядом с ним.

На пятом месяце жизни малыши очень любят сосать пальчики ножек, а нередко и пяточки. Детки продолжают изучать свое тело, и это нормальное проявление любознательности.

Продолжается совершенствование координации движений ручек. Малыш может захватить, оттолкнуть, притянуть, поймать игрушку-подвеску, покачать, толкнуть, покрутить, пытается ее ощупать и всячески исследовать. Таким образом, кроха собирает сенсорную информацию об окружающих его предметах, в частности, об их физических свойствах. Малыш анализирует такие параметры, как: особенности поверхности предмета, его температура, цвет, форма, масса, динамика, звук.

Заметив какую-то интересующую его вещь, карапуз направит всю свою энергию, чтобы захватить ее в ручки. Теперь малыш берет предмет двумя руками, и может перекладывать его из одной ручки в другую. Он способен перехватить предмет или игрушку из руки мамы, и берет ее не как попало, а за ручку, то есть самым удобным способом. Также кроха получает первую информацию о силе притяжения, сознательно разжимая ручки и роняя удерживаемую игрушку.

Быстрыми темпами развивается самостоятельность крохи – теперь он может развлекать себя сам с помощью различных игрушек и предметов в течение 10-15 минут. И выбор предмета, с которым было бы интересно поиграть сейчас, малыш делает сам.

Кроха вовсю накапливает чувственный опыт. Поэтому специалисты рекомендуют предлагать крохе в этот период и игрушки-подвески, и различные погремушки – сюжетные, геометрические, с удобными ручками. Самые предпочтительные цвета игрушек – зеленый, желтый, оранжевый, голубой. Также важно, чтобы они воспроизводили различные звуки.

На пятом месяце жизни малыш вступает в новую эру своего развития под названием «ознакомительная игра» — он учится манипулировать предметами.

Чувствительная и нежная кожа крохи становится все более окрепшей. Но она все еще склонна к аллергическим реакциям. Чтобы избежать раздражения кожи малыша, важно постоянно следить за его гигиеной, каждый день его купать, своевременно менять подгузники, обрабатывать раздраженные места детской присыпкой.

К пятому месяцу жизни обычно пропадает физиологическое косоглазие новорожденных. Карапуз может фиксировать взгляд на интересных предметах, следить глазами за движением предметов.

Совершенствуется слух крохи. Малыш реагирует на звуки, узнает их, любит слушать человеческую речь. Поэтому очень полезно для дальнейшего развития слуха разговаривать с ребенком, показывать и называть предметы, хлопать в ладошки, греметь погремушками, рассказывать потешки и стишки, петь.

Малыш на пятом месяце жизни готов к новому режиму дня. В частности, вместо шестиразового питания он уже может есть пять раз в день, спать 14-15 часов в сутки – 10-11 часов ночью и два-три раза днем по 2 часа. Некоторые детки спят, не просыпаясь, всю ночь, другие просыпаются на кормление. Поэтому родители должны прислушиваться к желаниям крохи и строить свой режим в соответствии с ними. Другими становятся прогулки с малюткой – теперь он не просто спит на свежем воздухе, как прежде, а наблюдает за всем происходящим вокруг.

У некоторых детей начинают резаться зубки, поэтому под рукой у крохи всегда должны быть игрушки, которые он может погрызть. К концу этого месяца малыш готов к введению прикорма: он способен проглотить пюре.

В связи с усилением физической активности крохи, педиатры рекомендуют не забывать о массаже и гимнастике. Они помогут карапузу научиться управлять телом, постичь его возможности.

Психическое развитие ребенка

Психическое развитие ребенка

На пятом месяце жизни эмоциональная жизнь крохи значительно обогащается. Важное приобретение в этот период – яркая реакция на родителей и других знакомых взрослых. Малыш узнает их с расстояния 2-3 метров, находясь на руках другого взрослого. Он не просто выделяет близких людей, но и отмечает такие мелочи, как цвет и фасон одежды, прическу. Поэтому сейчас не нужны резкие эксперименты с внешностью – малышу придется заново с вами знакомиться.

Кроме того, кроха способен узнать близкого, даже не видя его, а только по голосу. Незнакомые же люди вызывают у малютки в первую очередь недоверие, и к ним он не так сразу пойдет на руки. Когда рядом мама, малыш ничего не боится. Но если же мамы рядом нет, новый человек в поле зрения крохи может вызвать у него истерику. Поэтому необходимо сначала познакомить малыша с гостем, дать ему возможность привыкнуть, осмотреть и изучить его, и только после этого можно попробовать личный телесный контакт — прикоснуться или взять на руки.

Карапуз различает интонации голоса взрослого, и реагирует на них по-разному. Если, например, мама им недовольна, кроха может расплакаться. Если же родители общаются с ним часто и ласково, малыш обычно пребывает в хорошем настроении, громко и протяжно гулит. На пятом месяце жизни речь крохи переходит из стадии гуления в стадию свирелей – в звуковом потоке распознаются цепочки слогов. Малыш напевает их без участия языка и губ, имитируя услышанное гортанью. Поэтому появляются гортанные звуки «хы», «кх», а также новые слоги «да», «га», наряду со старыми яркими «ау-ау», «а-а-а», «ба-ба-ба» и т.п. Гласные звуки произносятся членораздельно, правильно. Такое гуление – очень важная тренировка речевых навыков.

Гулением кроха старается привлечь к себе внимание. Он пытается имитировать звуки, менять мимику лица. Малыш узнает себя в зеркале, отличает свое отображение от других. Очутившись в новом для него помещении, кроха осматривается.

Среди чувств малыша присутствуют не только «хорошо» и «плохо», но и настороженность, радость, возбуждение, печать, веселье и страх. Родители уже могут различать интонации, звуки лепета крохи, и понимать, о чем он просит.

Очень важно в этот период развивать речь крохи. Помните, новые звуки он может услышать только от того, с кем все время общается. Поэтому постоянно рассказывайте малютке о том, что вы делаете, как называются все предметы из окружающего мира. Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, например: «Где стульчик? – Вот стульчик!», и указывайте на стул. Показывайте крохе фотографии членов семьи, называйте всех по именам. И не забывайте малыша тоже постоянно звать по имени.

Познавательная потребность у крохи сейчас очень высока. Он изучает все, что находится вокруг него, интересуется маминым лицом, собственным отражением в зеркале, изучает мамины глаза, нос, брови, губы, прикасается к ним ручками. Малышу не терпится попробовать на вкус и на прочность все предметы, попавшие в зону его досягаемости.  Один из главных способов познания крохи – оральное осязание, то есть, попробовать все «на зуб». Поэтому необходимо побеспокоиться о мерах предосторожности, чтобы все предметы вокруг малыша были чистыми и безопасными.

Умения малыша на пятом месяце жизни

Умения малыша на пятом месяце жизни

Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на пятом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • при поддержке может садиться, подтягиваясь на ручках, и какое-то время так же «сидеть»;
  • если его поддержать под ручки, может простоять 3-4 минуты;
  • сам выбирает игрушку, с которой интересно поиграть;
  • распевно и долго гулит «свирелями», в которых улавливаются слоги, лепечет;
  • произносит согласные звуки, слоги «ма», «да», «ба»;
  • осознанно захватывает предметы и держит их, противопоставляя большой пальчик остальным;
  • может схватить, притянуть, удержать, покрутить, толкнуть, опустить интересный предмет;
  • учится сознательно разжимать ручку, чтобы выронить предмет, который держал;
  • ярко эмоционально реагирует на знакомого взрослого (маму, папу, близких родственников);
  • узнает знакомого взрослого на расстоянии в 2-3 метра, находясь на руках другого взрослого;
  • узнает родных по голосу, даже не видя их;
  • по-разному реагирует на позитивную и негативную интонацию голоса взрослых;
  • ведет себя настороженно, увидев незнакомца;
  • с интересом разглядывает лица на картинках;
  • способен сам занять себя игрушками в течение 5-10 минут;
  • переворачивается со спинки на животик, подтягивается на ручках;
  • лежа на животике, опирается на ладошки;
  • лепечет в такт потешкам, играет в «ку-ку»;
  • может делать «самолетик», лежа на животике: вытягивает ножки и ручки, машет ими, поднимает головку, прогибается;
  • сосет пальчики на ножках, а иногда и пяточки;
  • если взрослый пытается отобрать у него игрушку, активно сопротивляется и протестует;
  • имитирует звуки, выражения лица, движения;
  • во время кормления может играть;
  • попав в незнакомую обстановку, осматривается;
  • может хватать и держать предметы как одной, так и двумя ручками;
  • пытается ползать, не отрывая животика от пола;
  • умеет брать предметы, различные по форме, и удерживать их в ручке длительное время;
  • если предмет падает, наклоняется, чтобы на него посмотреть;
  • может порадовать вас первым зубиком.

Как помочь ребенку в его развитии?

Как помочь ребенку в его развитии?

Каждая мама хочет помочь своему малышу развиваться гармонично. Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Учите кроху манипулировать предметами – таким образом, у него развиваются познавательная активность, мышление и восприятие. Для таких игр выбирайте яркие интересные игрушки. Играя с малышом, показывайте ему, что еще можно делать с предметами: например, мячик не только бросать, но и катить. Это не значит, что карапуз сразу будет повторять за вами, но через несколько месяцев он уже начнет делать все то, чему вы его сейчас научите.

2. Развивайте координацию движений малыша. Для этого можно использовать такие игры:

Неваляшка
Малыш лежит на спинке. Покажите ему матрешку-неваляшку с расстояния в полметра. Покачайте немного игрушку. Потом плавно переместите ее так, чтобы она очутилась сбоку. И опять раскачайте ее, привлекая внимание крохи.

Веселый мячик
Возьмите небольшой яркий мячик. Кроха лежит на животике. Протяните ему шарик и прочитайте потешку:

«Вот такой веселый мяч» — Легонько сжимайте ручку малыша с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь» — Без особого усилия потяните за мячик, чтобы ручка крохи напряглась.
«Так и просится играть» — Подергайте мячик в ручке карапуза, побуждая отдать его.
«Трудно будет удержать» — Мячик направьте к другой ручке крохи, чтобы он смог сам перехватить его другой ручкой.
«Мячик прыгал и скакал, 
Снова в ручки к нам попал!» — Покажите свою радость, что мячик снова оказался у ребенка.
Дальше можно менять ручки малыша, перекладывания мячик то в правую, то в левую ручку.

3. Развивайте зрение крохи. Теперь малыш может фокусировать взгляд независимо от расстояния, на котором «прячется» интересный предмет. Предлагайте ему новые зрительные объекты, изучайте события во дворе из окна и во время прогулки.

4. Чаще говорите с малюткой, рассказывайте ему об окружающем мире, предметах на улице и дома, слушайте его «ответы». Все свои действия сопровождайте словами, несложными просьбами, меняйте интонацию, выражение лица и жесты. Когда малыш случайно произносит новый слог, весело за ним повторяйте, несколько раз подряд.

5. Играйте с малышом с помощью зеркала. Наблюдайте, как он улыбается своему «двойнику», ловит мимику и движения рук.

6. Помогите крохе познакомиться с его телом. Показывайте и называйте малышу части тела – ножки, ручки, животик, носик, ротик, глазки. В такие игры можно играть в любое время.

7. «Шалите» с малюткой, гримасничайте, корчите рожицы, показывайте язык, и смотрите, как он вас копирует! Можно использовать для игры стишок:

«Мы — веселые мартышки! 
Мы играем громко слишком! 
Мы в ладоши хлопаем! 
Мы ногами топаем! 
Надуваем щечки! 
Скачем на носочках! 
И друг другу даже 
язычки покажем! 
Дружно прыгнем к потолку! 
Пальчик поднесем к виску! 
Оттопырим ушки!
 Хвостик на макушке!
 Шире рот откроем! 
Гримасы все состроим!»

8. Предлагайте крохе новые тактильные ощущения. Давайте ему пощупать лед, прикоснитесь его ручкой к чашке горячего чая. Разрешите карапузу засунуть пальчики в теплый кисель или кашу.

9. Поощряйте попытки малыша ползать. На полу расстелите одеяло, выложите перед крохой игрушки так, чтобы он их видел, но не мог достать. Скоро он поймет, что до игрушки необходимо доползти.

10. Помогайте малышу выражать свои желания различными способами. Например, прежде чем взять на ручки, поманите кроху своими жестами, чтобы он протянул руки к вам. Как только протянет – обязательно похвалите, вместе с ним порадуйтесь, поцелуйте. Малыш будет счастлив, и вы тоже.

11. Стимулируйте мышечную активность крохи. Можно использовать новые упражнения:

  • сгибание и разгибание ручек, скрещивание их на груди;
  • из положения на животике легко приподнять малыша за ручки;
  • когда кроха лежит на спинке, можно сгибать и разгибать его ножки в коленках, подводя к животику;
  • массаж спинки, животика, ножек и стоп.

Лучше всего такие упражнения сопровождать ритмичными стишками и потешками:

«Каравай»
«Мешу-мешу тесто» — разминаем ножки и ручки, поднимаем и опускаем их, поглаживаем головку ребенка; 
«Есть в печи место. 
Пеку-пеку я каравай» — легонько хлопаем по телу крохи; 
«Головушку валяй-валяй!» — аккуратно покачать головкой малыша из стороны в сторону.

«Ку-ку»
Экспериментируйте с различными вариантами игры: закрывая руками глаза; прикладывая одеяльце к лицу и выглядывая из-за него; прячась за дверью и выглядывая; пряча игрушку под одеяло и потом стягивая его.

12. И, конечно же, просто любите своего кроху! Более универсального секрета не существует.

Обратитесь за консультацией к специалисту, если ваш малыш к концу пятого месяца жизни:

  • сам плохо поворачивается с животика на спинку;
  • неуверенно держит головку;
  • не тянет ручки к игрушке;
  • не перестает плакать, когда слышит пение мамы или музыку;
  • не гулит;
  • на руках у мамы не пытается искать глазами названные ею предметы;
  • не может отличить приветливость и недовольство в мимике и тоне.

Помните, данный календарь развития ребенка – это только ориентир для родителей, и все его показатели усредненные. Ваш же малыш – индивидуален, поэтому и график развития у него свой.

Любите своего малыша, радуйтесь общению с ним и будьте счастливы!

«Любите своего малыша, радуйтесь общению с ним и будьте счастливы!»
Анна Кутявина для сайта f-journal.ru

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции!

Похожие публикации