Раннее развитие детей – «за» и «против»
Идея раннего развития ребенка в последние годы стала очень популярной. Действительно ли это необходимость, или просто дань моде?
Как-то раз, проходя мимо детской площадки, я заметила кое-что, заставившее меня замедлить шаг и прислушаться. Пока несколько детей играли в песочнице, на соседней лавочке мамы громко спорили по поводу раннего развития своих чад. При этом были как сторонники, так и противники.
Я решила разобраться в этом вопросе. Что же представляет собой «раннее развитие детей»? Кому это необходимо и зачем? Помогает ли оно гармоничному формированию личности, ее физическому и душевному здоровью?
Раннее развитие – это, прежде всего, интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Что касается его необходимости, тут мнения ученых неоднозначны. Многие авторы различных методик заявляют, что ребенка необходимо развивать, и достаточно интенсивно, не просто с первого дня жизни, а начиная еще с внутриутробного периода. Другие убеждены, что у каждого малыша должно быть беззаботное детство, не отягощенное «научными премудростями». Кто же из них прав?
Вспомнилось детство моего поколения. Лично я научилась писать в первом классе. И, судя по всему, удачно. Нас ставили на стульчик, чтоб мы рассказали «Плачет в подъезде бездомный щенок». Сейчас же дети в пятилетнем возрасте могут легко продекламировать этот стишок на нескольких языках. Хорошо это или плохо?
Независимо от ответа, нужно помнить, что главная цель у всех нас одна – не допустить появление несчастных малышей. Ведь мозг новорожденного – чистый лист. И от того, что мы запишем на этом листе, напрямую зависит, насколько одаренным будет ребенок.
Аргументы противников
Доводы людей, считающих раннее развитие ненужным, сводятся к следующим:
1. Раннее развитие вредит здоровью малыша, так как ускоряет естественный ход событий, нарушается предусмотренная природой гармония развития. То есть, раньше этих всех методик не было, и все дети вырастали нормальными без их помощи. И никто ничего не ускорял.
2. Неравномерное развитие возможностей ребенка. Ускоренное развитие интеллекта и физических способностей оставляет в стороне сферу эмоций, социализацию, а также психическую жизнь малыша – то, что поторопить не представляется возможным.
3. Раннее развитие лишает ребенка детства. Лучше потратить время, играя в куклы или машинки, чем обучая малыша читать и считать. Этим премудростям он спокойно научится позже, а вот времени на игры ему уже не предоставят.
4. Методики раннего развития требуют от родителей много труда и лишнего времени для изучения, изготовления материалов для занятий. Конечно, их сейчас можно и купить, но все это стоит совсем недешево.
5. Независимо от того, будут ли с малышом заниматься по методикам раннего развития или нет, в школе он все равно где-то к средним классам сравняется со сверстниками. То есть, это зря потраченные силы.
6. Далеко не все родители хотят вырастить своего ребенка вундеркиндом, ведь они понимают, что такая жизнь совсем непроста. Она приносит не только восхищение взрослых, но и зависть ровесников, часто отсутствие собственной семьи и друзей, и, как результат, одиночество. А кому же интересно пожелать такого своему чаду?
Доводы «за»
«Сторонникам» раннего развития есть что возразить на доводы «противников»:
1. Конечно, природой задумано гармоничное развитие ребенка. Но времена меняются, и в наши дни высокотехнологичной цивилизации сложно предсказать, какой будет жизнь вашего малыша через двадцать лет. Уже давно нет того постоянства и предсказуемости, которые были давно. Да, наверняка в первобытных племенах вырастают прекрасные дети, которым нет надобности учиться читать и считать. Но ваш ребенок-то, скорее всего, будет жить в совершенно другой среде, где ему понадобятся определенные навыки.
2. Как и с любым другим видом деятельности, с ранним развитием тоже можно переборщить. Особенно, если оказывать недостаточное внимание возрастным особенностям, и последовательности усвоения информации. Например, сначала малыш должен научиться осознавать и различать понятия «много» и «мало», соотносить количество предметов и число, а потом уже можно учить его цифрам. В противном случае, такое обучение не принесет пользы. Мозг ребенка еще просто не готов к восприятию такой информации.
Если стараться впихнуть в дитя как можно больше знаний, есть шанс перегрузить его интеллектуально, что может привести к сильному стрессу. При этом развитие малыша по сравнению с ровесниками может не только не ускориться, но и замедлиться.
Вкладываясь в интеллектуальное воспитание и обучение, необходимо не забывать об эмоциональном развитии малыша, учить его навыкам самообслуживания. Ведь в раннем возрасте главное – гармоничное развитие личности ребенка, радостное познание окружающего мира и тесная эмоциональная связь с родителями.
3. Раннее развитие не отнимает у ребенка детство. Оно просто делает его более интересным и насыщенным. Никто не призывает сесть за парту вместо игр и прогулок. Методики помогают сделать эти игры развивающими, а прогулки – обучающими.
Главный принцип раннего развития: никакого насилия! Если ребенок потерял интерес к занятию – значит, что-то делается не так. Нужно попробовать другой метод или на время прекратить занятие.
4. Раннее развитие, естественно, требует некоторого времени. Как, впрочем, и любое другое дело. Известный автор Гленн Доман адресовал свою методику родителям, для которых воспитание детей – единственная и основная профессия. Конечно, в наших условиях далеко не каждая мама занимается только ребенком. Но выход есть. И в этом помогут навыки тайм-менеджмента, а также правильная расстановка приоритетов важных дел. Было бы желание, а время всегда найдется.
5. Да, действительно, мало родителей, желающих вырастить вундеркинда. Но тех, кто хочет вырастить «серую мышку», наверное, еще меньше. Кроме воспитания и обучения, на ребенка оказывает влияние множество факторов, в том числе, наследственность, природные способности и склонности.
Цель раннего развития – не воспитать вундеркинда, а дать малышу возможность проявить потенциал, заложенный в нем природой. А это поможет ему стать счастливым, гармоничным и успешным человеком. Конечно, ребенок может вырасти таким и без активного вмешательства взрослых. Но, если родители верят в малыша и стараются ему помочь, такая вероятность значительно выше.
Бесспорно, доводы обеих сторон звучат убедительно. Но прежде, чем сформировать свое личное мнение о пользе или вреде раннего развития, необходимо разобраться в деталях. В частности, что же в действительности происходит с малышом в этом нежном возрасте?
Три кита развития ребенка в раннем возрасте
В период от рождения до 3 лет основные изменения происходят в трех сферах жизнедеятельности малыша: крупная моторика, предметная деятельность, развитие речи. Рассмотрим подробнее эти сферы.
Крупная моторика. Сюда в первую очередь относится прямохождение. Как только малыш научился ходить, у него появляется значительно больше возможностей в познавании мира. Становится намного больше предметов вокруг, к которым можно дотянуться, пощупать, исследовать. Поэтому лучший способ развития ребенка, который начал ходить, — предоставить ему как можно больше самых разных объектов для изучения.
Предметная деятельность – это все то разнообразие действий, которые можно осуществлять с окружающими предметами: перекладывать, складывать, пересыпать, переливать, гладить, стучать, катать, рвать, открывать и закрывать, находить и прятать, поднимать и опускать и т.п. Все эти несложные манипуляции помогают ребенку понять, что окружающие ого объекты могут отличаться по размеру, структуре, цвету, форме, материалу, а также имеют разное назначение. В результате формируется наглядно-действенное мышление – первая ступенька к развитию интеллекта. Именно поэтому так важно в этот период помогать малышу – проговаривать и объяснять, какой предмет для чего нужен, из чего он состоит, чем отличается от других и т.д.
Для расширения предметной деятельности полезно использовать аппликацию, рисование, конструирование, упражнения на развитие мелкой моторики.
Развитие речи – это этап в жизни ребенка, значение которого переоценить сложно. Речь помогает малышу взаимодействовать с окружающими людьми, изучать новую информацию о мире вокруг, сообщать о своих нуждах, систематизировать знания.
Ненавязчивые беседы с ребенком о том, что его окружает, что он видит, что с ним происходит именно сейчас – это один из лучших путей обучения речи. После годика важно переходить от монолога к диалогу – задавать простые вопросы, на которые можно ответить односложно, потом, когда это получится, учить отвечать простыми предложениями и т.д.
Также в развитии речи хорошими помощниками станут чтение книг, песенки, потешки, пальчиковые игры, разыгрывание сказок.
По сути, методики раннего развития и направлены на эти три основных сферы, и имеют в своем арсенале вышеназванные вспомогательные инструменты: упражнения на моторику, разнообразные игры, сказки, творческие занятия.
Раннее развитие и одаренность ребенка – есть ли взаимосвязь?
Еще один важный вопрос, которым задаются многие мамочки: как вырастить одаренного ребенка? Гарантирует ли это раннее развитие?
Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок был одаренным, и стараются «сделать» его одаренным так, как они это понимают. Другие утверждают, что пусть лучше их малыш будет самым обыкновенным ребенком, чем с какими-то странностями. Но однозначной правды нет ни на той, ни на другой стороне.
Да, действительно, встречаются случаи особой одаренности в какой-либо сфере. Но она зависит, в первую очередь, от специальных природных задатков. Бывают врожденные художники или поэты. Но это особые случаи, и речь сейчас пойдет не о них.
Существует так называемая нормальная одаренность — возможность воспитать, развить, укрепить высокие способности у самого обычного ребенка. Такой ребенок вырастет одаренным, может очень много сделать в своей жизни и быть счастливым, найдя свое призвание. И в этом ему сможет помочь раннее развитие.
Отдельным подпунктом выделю следующий вопрос, интересующий родителей -
А зачем ребенку вообще высокий интеллект?
Действительно, может, это не так уж и важно? Пусть растет «как все». Да, не будет высоко летать, но зато не придется и низко падать. Такие сомнения посещают многих мам.
Но ведь с умным ребенком и вам будет интереснее. Он умеет слушать, воспринимать то, что ему говорят, с ним проще договориться.
К тому же, раннее развитие, как вовремя сделанная прививка, может помочь защитить вашего ребенка от многих опасных соблазнов, с которыми встречаются подростки. Если человек образован, умен, развит, ему не будет надобности самоутверждаться за счет сигарет, наркотиков, плохих компаний.
Богатый внутренний мир, умение самостоятельно мыслить, разносторонние интересы – все это значительно повышает шансы человека стать по-настоящему успешным, самореализоваться. А ведь это именно то, к чему мы всегда стремимся – видеть своих детей счастливыми.
Детские развивающие центры или обучение дома – что выбрать?
Теперь, когда мы с вами изучили множество доводов «за» и «против» раннего развития, разобрались с тем, что оно может дать малышу, возникает законный вопрос: как же это делать? Что выбрать – развивающий центр или домашнее обучение? Рассмотрим особенности и того, и другого.
Что дает обучение в развивающем центре?
Методик раннего развития множество. Но в целом в зависимости от вида обучения их можно разделить на две большие группы:
- обучение в свободной деятельности;
- комплексные занятия – обучение через специально организованные игры и упражнения.
Скорее всего, когда вы приведете своего малыша в детский развивающий центр, вам предложат выбрать, в какой форме вы бы хотели учиться. Какую же из них предпочесть?
Если для вас важнее самостоятельность ребенка, возможность и желание самому находить себе занятие, а также убирать за собой после игры – вам больше подойдет система свободной деятельности, в частности, методика Монтессори. Основной минус такой системы – отсутствие одновременного выполнения задания с другими детками, а также четких инструкций со стороны взрослого.
Если же вам более важна социализация малыша, умение общаться с другими детьми, делиться, делать что-то по очереди, а также слышать взрослого – добро пожаловать на комплексные занятия. Минус таких занятий – в группе достаточно сложно полностью учесть индивидуальные возможности каждого малыша.
Выбор, как всегда, за вами.
Развивающие занятия – это отличный способ открыть что-то новое в своем ребенке, посмотреть со стороны, как он общается, играет, ведет себя в разных ситуациях. Кроме того, всегда есть возможность обратиться к специалисту с интересующим вас вопросом.
Развиваемся дома с мамой
Многие мамы считают, что они сами могут прекрасно справиться с развитием своего малыша, не прибегая к помощи центров. Сейчас все необходимое для этого более чем доступно: разнообразные методики для изучения, дидактические материалы. Необходимо только желание и время.
Если вы решили заниматься развитием малыша в домашних условиях, не забывайте простые рекомендации:
- Самое главное – учитывайте особенности возраста ребенка, не перегружайте его, и не заставляйте заниматься насильно. Это точно не принесет желаемого результата.
- Вы как мама должны четко понимать, чему именно вы хотите научить своего малыша? Что вы хотите в нем развить? Такое понимание цели поможет сделать развитие наиболее эффективным.
Как же не переборщить?
По мнению многих специалистов, принципиален не объем интеллектуальной нагрузки сам по себе, а эмоциональное отношение малыша к занятиям. Если ребенок не проявляет собственной активности, личной потребности в занятиях, то все, чего можно достигнуть таким способом — «натасканность», а не гармоничное развитие.
Не лишним будет напомнить древнюю мудрость: «Все хорошо в меру». Да и, пожалуй, не нужно лишать чадо беззаботного детства, полного радостного ожидания нового дня. Игрушки, куколки, машинки. Сказки, прочитанные на ночь мамой, но не потому, что так надо, а потому, что это так сладко… Впереди целая жизнь. А детство так быстро проходит… И пусть воспоминания о нем будут только радовать.
Если всего этого нет, дети, «заполненные» разнообразными знаниями, но лишенные достаточного внимания и любви родителей, рано или поздно попадут к детскому психологу. Неконтактные, грустные, хорошо обученные дети.
Быть или не быть раннему развитию – выбор ваш, как родителей. Но и ответственность тоже ваша.
Конечно, все желают своему ребенку только наилучшего. Оставить чадо в покое, чтобы оно росло само по себе, — не самый хороший вариант. Другое дело, что занимаясь с ребенком, нужно ставить целью его благополучие, а не повод похвастаться перед подругами.
И самое главное — это не уничтожить природную любознательность малыша, отвечать на все его вопросы, даже самые «несерьезные». Для этого нет специальных программ. Есть только вы, ребенок, ваши действия, чувства, общение. Ваша интуиция и способность слышать малыша и его потребности. Все это окажет влияние на формирование личности вашего чада. Ведь дети берут от нас не только знания, но и манеру поведения, привычки, даже отношение к жизни. Не зря, наверное, говорят: «Не воспитывайте своих детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя».
Не так страшно, если малыш научится читать и писать уже в школе. Значительно хуже, если он еще в раннем возрасте утратит интерес к процессу обучения в принципе. Ведь вопрос не в объеме его знаний, а в том, каким он вырастет, — творческим и любознательным или злым занудой, который многое знает, но ничего не хочет.
Анна Кутявина для сайта f-Journal.ru