Главная / Дети / Как оттащить ребенка от компьютера

Как оттащить ребенка от компьютера

Как оттащить ребенка от компьютера

Как оттащить ребенка от компьютера — советы психолога Анна Вадимова для сайта «f-Journal.Ru»

Компьютер: друг он или враг? Стоит ли запрещать ребенку играть в компьютерные игры даже дома у друзей, или лучше поддаться на его жаркие уговоры и разрешить окунуться с головой в увлекательную виртуальную пучину?

О вреде компьютерных игр для ребенка наслышаны, наверное, уже все. Каждая «правильная» мама, искреннее заботящаяся о собственном чаде, старается максимально оградить его от «жестоких и глупых игр», которые непременно портят зрение, осанку и ничему хорошему не учат. Но сегодня даже в детских садиках малыши хвастаются уже не столько новыми мячиками и машинками, сколько новыми компьютерными «игрушками», которые они освоили. Что уж говорить о более старших детках, для которых пройденный уровень какой-то сложной виртуальной игры – это уже необходимое условие для авторитета среди сверстников.

Советы психолога «как оттащить ребенка от компьютера»

Но что делать, если ребенка оттащить от компьютера просто нереально? Если он ест за ним, общается с друзьями только по скайпу, уроки тоже делает в электронном виде (рефераты, например), английский учит с помощью программы и даже ночью у него, пока он спит, тихо качается какая-то очередная игра? Запретить? Будет бунт. Забирать до вечера шнур от компьютера? Он найдет другой – проверено многими родителями. Уговаривать, убеждать, покупать билеты в кино – бесполезно. Но решать проблему все же нужно. А для этого важно определить степень зависимости чада от компьютера:

I степень. Ребенок охотно ходит в школу и общается со сверстниками, хоть и зачастую – по поводу компьютерных игр. Выглядит нормально, здоров, успеваемость не снижена. Однако за компьютером проводит не менее двух-трех часов в день. И запретить ему играть не получается – со всем соглашается, обещает бывать побольше на свежем воздухе и тут же идет продолжать игру.

II степень. Ребенок играет в день не менее 4-5 часов, выглядит бледным, плохо спит, стал хуже учиться. На разговоры вяло реагирует. Стал огрызаться, даже проявлять агрессию. Но поесть приходит на кухню, и какие-то уроки делает.

III степень. Учебу ребенок практически забросил, после школы садится, не раздеваясь, за компьютер, и пообедать хотя бы наспех соглашается только, если ему что-то принесут прямо в комнату. Друзей нет, зависимость налицо. Других интересов или хобби тоже нет. Не ухожен, не моется, спит одетым. Если вообще спит.

Итак, если у ребенка налицо крайняя степень зависимости – здесь уже нужно обращаться к специалисту. Хотя бы к хорошему психологу, который специализируется на компьютерной зависимости (такие есть). В других случаях не все потеряно, и «оттащить» чада от компьютера вполне реально. Для этого нужно предпринять такие шаги:

Шаг 1. Обозначение проблемы

Если ребенку хотя бы больше 7-8 лет, с ним уже можно говорить. И куда легче вести этот разговор с подростком. Очень важно только не бросаться с ходу на чадо с обвинениями типа «Ты целый день за компьютером, о чем ты думаешь?». А начинать этот нелегкий разговор нужно с «Я»-сообщений: «Знаешь, я переживаю за тебя. Если так много времени проводить с компьютером, можно растерять друзей и даже подорвать здоровье. Это – уже проблема. Что ты предложишь для ее решения? Мне интересно твое мнение». Обычно любой ребенок прекрасно понимает, что от него нужно. И сам способен предложить неплохие пути решения, вроде регламента времени, выбора игр и другого. И следовать своим же советам ему будет легче.

Шаг 2. Регламент

Итак, ребенок пошел на контакт и согласился на регламент времени, проведенного за компьютером. Это не может быть полчаса или час в день. Любая виртуальная игра требует куда больше времени, хотя бы на один раунд. Тем более, что за компьютером время летит быстро, и целых два часа могут пролететь как 15 минут. Одного часа явно недостаточно, и ребенок будет неутомимо добиваться «еще 5 минут», которые займут полдня.

Поэтому, самый оптимальный вариант – 3-4 часа в день, но обязательно с перерывами. К слову, есть специальная программа, которая может выключать компьютер каждые 50 минут на десятиминутный перерыв. И перед выключением компьютера она сигналит о том, что пора «сохраняться» в игре. А за время 10-минутного отдыха можно отправить чадо вынести мусор или сбегать за хлебом. Так сбережется зрение и осанка.

Шаг 3. Решение проблем в реальности

В благополучной семье ребенок просто не может стать зависимым от компьютера. Это происходит только тогда, когда в семье ему некомфортно, в школе его обижают, а друзей хороших нет. Вот тогда и уходит неуверенный в себе подросток в виртуальный мир, где он – герой, где он создает целые галактики, где его зовут не Лешик, а Его Величество Атигр…

Поговорите с ребенком – почему он так увлекается играми? Что ему не нравится в реальности? Стоит уделить ему внимание, понаблюдать. Чаще всего проблема в семейном микроклимате – поработайте над этим.

Шаг 4. Предоставьте «замену» компьютеру

Подумайте, о чем давно говорит ребенок? Возможно, он мечтает стать известным футболистом? Запишите его в Школу футбола! Ему нравится брейк-данс? Значит, пора увлечь его профессионально. У ребенка рука художника? Купите ему что-то вроде фотошопа и дайте попробовать себя в творчестве, пусть даже на компьютере.

Одним словом, нужно найти то ценное и важное для ребенка, что привлекает его в оффлайне, и делать ставку на него.

Шаг 5. Внимание и любовь

Ни один ребенок, даже угрюмый подросток, не согласится променять родительскую любовь и поддержку на компьютерные игры. Почаще общайтесь с ним, находите способы выразить свою любовь, поддерживайте свое чадо морально – и все получится.

И наконец, подумайте о том, что не только минусы есть в компьютерных играх. Это – прекрасный тренажер для стратегического мышления и памяти ребенка и метод избавления от психологических комплексов. Ведь в играх он – герой!

Психолог Анна Вадимова для сайта «f-Journal.Ru»

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции!

Похожие публикации