Главная / Дети / Расстройства речи исправить можно в любом возрасте

Расстройства речи исправить можно в любом возрасте

Расстройства речи

Рассказывает логопед Людмила Микус

Расстройства речи исправить можно в любом возрасте. Но лучше не тянуть

На то, чтобы исправить картавость, у 40-летнего москвича ушел год. В детском возрасте для этого было бы достаточно нескольких занятий.

Среди пациентов логопеда московского психосоматического центра Людмилы Микус — и дошкольники, и подростки, и студенты, и взрослые. Главное, говорит специалист, — преодолеть психологический барьер и обратиться за помощью. А дальше — практически во всех случаях, если нет врожденных патологий – речь исправить можно.

Чем быстрее — тем лучше

Недавно Людмиле Микус пришлось работать с 6-летней девочкой, которая заикалась и запиналась два года и самостоятельно этот дефект родители исправить не могли.

- Очень приятно, что нам, вместе с родителями удалось полностью преодолеть проблему, — говорит логопед. — Мы научились, как начинать произносить предложения, как произносить гласные и согласные, а также как правильно дышать.

За месяц занятий девочка справилась с проблемами произношения, перестала заикаться и вообще начала увереннее себя чувствовать, стала коммуникабельнее, больше общается в садике.

Обычно заикаются те дети, у которых ослаблена нервная система, объясняет специалист. Немаловажную роль играет и фактор наследственности.

- Например, в этом случае ребенок, подражая произношению матери, которая тоже заикалась, начинает заикаться и сам, — продолжает врач. — Кстати, подражает малыш не только родителям, но и другим детям — на улице или в саду.

Заикание и запинание может появиться и тогда, если дети ослаблены, перенесли инфекционные заболевания, или же на фоне хронического или кратковременного сильного стресса.

Заикание, на которое своевременно не обратили внимание, переходит во взрослый возраст.

- Старшему моему пациенту — 40 лет, — говорит врач. — Мужчина не произносил звук «р», и в итоге понял, что комплексует из-за этого и захотел исправить свою речь. Мы работали год. Но картавость преодолели. Для сравнения — в дошкольном возрасте на это уйдет несколько занятий. Максимум — месяц.

До 5 лет это норма

Кроме запинок, у дошкольников нередко встречается и дислалия, то есть нарушение произношения отдельных звуков, рассказывает логопед. Чаще всего это шипящие («ж», «ч», «ш», «щ»), свистящие («з», «с», «ц») и сонорные звуки — «р» и «л».

Впрочем, до 5 лет нарушения речи считаются нормой, добавляет логопед. Однако после 5 лет речь ребенка уже должна быть без дефектов, логическая и связная.

- Да, многие дети могут «перерасти» такие нарушения, — замечает врач. — Но нередко расстройства речи остаются на всю жизнь. А с возрастом исправлять их становится все сложнее.

Кстати, дефекты произношения со временем обязательно отразятся и на письме, добавляет специалист. Если ребенок неправильно говорит — он не будет и правильно писать.

- Часто я привожу родителям примеры наших публичных людей, политиков, депутатов, которые в зрелом возрасте имеют заметные дефекты речи. На них просто вовремя не обратили внимание.

Со всеми случаями нарушений речи логопед работает индивидуально и поэтапно по специальным методикам, в форме игры. Сначала, с помощью специальных упражнений, ребенок учится произносить тот звук, который раньше ему «не давался». Привычку доводят до автоматизма, ребенок учится отличать этот звук от других, сходных по артикуляции. Потом — вводит его в речь — слова и предложения.

- Продолжительность курса занятий зависит от природных возможностей ребенка, от его усидчивости, артикуляционной моторики, — замечает логопед. — У разных детей это может занять от месяца до года — в сложных случаях, когда ребенок не произносит 10-12 звуков.

Самые распространенные ошибки родителей

Самая распространенная ошибка родителей, по словам логопеда, в том, что они пренебрегают нарушениями речи у своих детей и вовремя не обращаются к врачу.

- А ребенок из-за этого теряет время, отведенное Богом на овладение языком, — замечает врач.

Еще одна ошибка взрослых в том, что они недостаточно следят за собственным языком.

- Бывает, что родители говорят слишком быстро, а в результате теряется качество и четкость речи, — говорит логопед. — Поэтому речь ребенка тоже развиваться с нарушениями. Кстати, лучше не употреблять слишком много уменьшительно-ласкательных слов. Это затягивает период формирования речи.

Важно также, говорит специалист, не форсировать события и не слишком подталкивать ребенка в развитии.

- Конечно, все хотят, чтобы их дети быстрее заговорили, скорее начали читать-считать, — говорит врач. — Но такое форсирование развития может спровоцировать заикание.

Когда тянуть не стоит

Чтобы вовремя заметить нарушения в речевом развитии ребенка, родителям стоит знать основные этапы развития речи, напоминает Людмила Микус.

- В 2-3 месяца ребенок начинает гулить, а впоследствии, в 3-4 — лепетать, — говорит логопед. — Эта самая языковая практика имеет большое значение для дальнейшего развития. Так малыш осваивает простейшие движения речевого аппарата. Ребенок подражает родителям, развивается его слуховое внимание.

В год появляются первые лепетные слова. В год и шесть месяцев — первая простая фраза. В языке двухлетнего ребенка уже есть около трехсот слов. А в 3-4 года их уже полторы тысячи. Об уровне развития своего ребенка родители обычно делают вывод, сравнивая его с ровесниками. И если становится заметно, что их ребенок более молчаливый, стоит обратить на это внимание и поискать причину.

- Если, например, у двухлетнего ребенка в словарном запасе всего несколько слов — это уже первый сигнал о нарушении речевого развития, — замечает специалист. — Есть дети, которые в разговоре используют очень много жестов, пытаясь заменить ими слова. Тогда к логопеду следует обращаться и раньше, не дожидаясь 5-летнего возраста. Здесь нужно комплексное тщательное обследование, чтобы исключить недостатки слуха или отставаний в умственном развитии, которые тоже могут быть причиной нарушения речи. Для этого может потребоваться консультация отоларинголога, невропатолога.

Кстати, все движения — и тела и речевого аппарата — имеют единые механизмы, добавляет логопед. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи ребенка. Полезным будет и массаж пальчиков, а пальчиковые игры разовьют не только двигательную моторику, но и умение ребенка слушать.

«Заикание — это один из способов защиты от «опасного мира»

Люди, которые заикаются, — «белые вороны» в любом коллективе. Однако часто они все же медлят с обращением к специалистам, чтобы исправить этот недостаток.

Заикание — это один из защитных механизмов, объясняет московский психоаналитик Андрей Ковалевич. Оно мешает социальной адаптации, однако дает хотя бы минимальное чувство комфорта в «опасном» мире. И бывает, что человеку трудно отказаться от такого способа защиты именно потому, что он не уверен, сможет ли заменить его другим.

- Мне приходилось немало работать с людьми, которые заикаются, — рассказывает психоаналитик. — Убедился, что, как правило, они очень неуверенны в себе. Обычно им трудно добиться успеха в жизни. Очень редко можно видеть веселого коммуникабельного заику, который сделал успешную карьеру. Чаще всего — это замкнутые немногословные мрачные люди, которые имеют острое чувство собственной неполноценности.

Впрочем, заикание, как ни странно, может играть и относительно положительную роль в жизни человека, продолжает психоаналитик. Когда человек начинает заикаться — а это, как правило, усиливается в моменты эмоционального напряжения — это ему помогает скрыть свои эмоции. В таких паузах человек имеет время взвесить — что и как он может сказать, а чего ему говорить не стоит.

- Например, в детском возрасте заикание может возникать из-за того, что семья вызывает у ребенка большую неуверенности в себе, — говорит психоаналитик. — Бывает, что малыша воспитывают в семье, где взрослые привыкли скрывать свои эмоции. И ребенок может начать подсознательно притормаживать собственную речь, чтобы посмотреть, какой будет реакция на него, лучше оценить ситуацию.

Но заикание — неэффективная защита, подчеркивает специалист. Ведь оно еще больше отдаляет человека от других, еще глубже загоняет внутрь его эмоции.

- Поэтому, чтобы устранить недостатки речи, довольно часто приходится развивать способность проявлять свои чувства, открываться другим, — объясняет Андрей Ковалевич. — И кабинет психоаналитика — это своего рода лаборатория, где люди учатся касаться своих страхов, фантазий и переживаний. А впоследствии, получив положительный опыт в таких искусственно созданных условиях, в отношениях с психоаналитиком, пробуют перенести приобретенный опыт и во внешний мир.

А медлят люди с визитом к специалисту, как убедился столичный психоаналитик, именно потому, что имеют подсознательный страх потерять тот защитный механизм, к которому они привыкли.

- Менять его они не хотят, поскольку это означает, что на время нужно будет остаться беззащитным, — говорит Андрей Ковалевич. — Например, перестать заикаться, начать плавно и ясно выражать свои мысли и чувства. Часто люди видят в этом опасность для себя, потому что боятся потерять над собой контроль.

И работа психоаналитика заключается именно в том, чтобы помочь человеку изменить такую нерациональную защиту на другую — зрелую и здоровую. Таким, например, может быть рационализация, при которой человек учится справляться со своими эмоциям при помощи интеллекта. Или морализация — обращение к определенным моральным устоям. Это тоже защитные механизмы, но — позитивные, которые в дальнейшем не будут создавать неудобств в социальной жизни.

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции!

Похожие публикации