Главная / Дети / Как научить своего ребенка мыслить нестандартно?

Как научить своего ребенка мыслить нестандартно?

Как научить своего ребенка мыслить нестандартно?

Учим ребенка нестандартному мышлению на примере игры

Все мы прекрасно понимаем, как важно уметь отойти от шаблонного, стереотипного мышления, но как, отбросив общепринятые пути разрешения конкретной задачи, научить своего ребенка мыслить нестандартно?

Психологическая инерция

Конечно, отойти от стереотипного мышления сразу довольно сложно, тем более, что есть множество операций, выполняемых нами “по инерции”, автоматически. Например, такая ситуация: сделав ремонт квартиры и переместив выключатель и настенные часы на новое место, мы еще долгое время будем пытаться нащупать выключатель там, где его нет или искать глазами часы на прежнем месте. Действительно, ведь мы не задумываемся, как надо нарезать хлеб к ужину или завязать шнурок на ботинке.

Сам процесс обучения в школе является выработкой определенных стереотипов мышления. Но одна ситуация в русском языке или математике, где слово “цыпленок” всегда надо писать через “ы”, а дважды два – всегда четыре. Совсем другая ситуация в творчестве. Здесь шаблоны (психологическая инерция) не только вредны, но даже пагубны, так как отвергают любое интересное решение, не отвечающее общепризнанным стандартам.

Замечено, что чем больше у человека опыта, знаний, регалий, тем сложнее ему оторваться от укоренившихся стереотипов. Мало кто из взрослых обладает раскрепощенным, детским мышлением, способностью нестандартно подойти к решению каких – либо ситуаций и задач. Попробуйте решить простую задачу: “ Как бросить мяч, чтобы он, никого и ничего не коснувшись, вернулся к вам по одной и той же траектории?” А теперь пусть это задание сделает ребенок четырех – шести лет, не удивляйтесь, если он сделает это быстрее вас.

Психологическая инерция у детей этого возраста практически отсутствует. Школа, естественно, этот “пробел” восполнит, отучив ребенка фантазировать, абстрагироваться при решении любой задачи. Но на данный момент для ребенка все видится просто, как на ладони.

Как научить ребенка мыслить нестандартно?

Теория решения изобретательских задач большое внимание уделяет тому, как научить детей творчески мыслить, используя необычные ресурсы и приемы. Фантазия, воображение – основные инструменты для развития творческого мышления у ребенка.

С детьми провели следующий эксперимент. Трехлетних близнецов разместили в разные группы и предложили им складывать из кубиков различные фигурки. Это были одинаковые задания, но если в одной группе малышам для ориентировки дали рисунки – схемы, то в другой они полностью полагались на свое воображение. Когда через месяц детей попросили сложить незнакомую фигурку без помощи рисунка – схемы, “испытуемые” из первой группы с ним не справились, их творческие способности были менее развиты. А малышам из второй группы это задание оказалось по плечу.

Играем в Робинзона

Попробуйте предложить своему ребенку игру под названием “Робинзон Крузо”, которая хорошо развивает нестандартное мышление и приучает использовать различные ресурсы для решения многих задач.

Все мы, конечно, помним замечательного путешественника Робинзона, волей случая попавшего на необитаемый остров. Но даже гениальный автор Даниель Дефо не оставил своего героя в экстремальных условиях, “подбросив” с разбитого корабля самое необходимое для выживания: порох, ружье и инструменты.

Предложите ребенку аналогичную ситуацию: ”Плывете на корабле… Кораблекрушение… Ребенок (Робинзон) попал на необитаемый остров”. Море выбрасывает на берег содержимое трюмов (что именно, вам подскажет фантазия). Предоставьте ребенку возможность самому определить, что ему необходимо для выживания на необитаемом острове. Интуитивно он выберет самое главное: дом, вода, еда, одежда, огонь… Предложите построить (добыть, сделать) все это только с помощью содержимого трюмов (для начала выберите разнородные предметы).

Вы увидите, как разыграется фантазия вашего Робинзона, и сколько оригинальных решений он примет: как обустроиться, из чего сделать одежду. Эта игра хороша тем, что попутно ребенок может изучать свойства явлений и предметов, проводить эксперименты и моделировать. Ведь взрослые часто просто боятся предлагать детям сложные задачи, считая их непосильными для детского ума. Конечно, малыш может не понимать многих тонкостей, известных взрослому, но зачастую он может высказать идею, приводящую к простому решению.

Отметим, что не следует слишком придирчиво оценивать идеи детей. Главное, чтобы они фантазировали, мыслили, применяя необычные приемы для решения определенных задач и используя различные ресурсы.

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции!

Похожие публикации